Реализация национального проекта «Демография» (1 января 2019 года - 31 декабря 2024 года), целью которого является создание условий для стабильного роста населения, улучшения демографической ситуации и повышения рождаемости, способствует не только увеличению количества детей в кровных семьях, но и возрастанию числа замещающих семей, получающих финансовую и социальную поддержку государства. Жизнью доказано, что дети, получившие воспитание в детских домах на всем готовом, зачастую не способны стать полноценными членами нашего общества, не могут создать нормальные семьи, рождение детей в которых, и их воспитание, является приоритетом всей жизни благополучной семьи. Поэтому важно шире пропагандировать, продвигать, поддерживать, в том числе и материально, семейное жизнеустройство детей, оставшихся без родительского попечения, чтобы дети, выросшие в условиях семейных правил, устоев, традиций, понимали своё предназначение в жизни, имели желание родить своих детей, дать им все необходимое и стремились передать полученные в семье нравственные блага своим потомкам, чтобы демографическая ситуация отвечала не только количественным требованиям, но и имела качественные показатели. И здесь наша задача не только в том, чтобы распределить детей, проживающих в учреждениях государственного воспитания по семьям, имеющим не всегда конструктивную мотивацию, а подготовить будущих приёмных родителей к трудностям, лишениям, возможным разочарованиям, научить их правильному восприятию любого поведения ребёнка, способам успешного разрешения проблемных ситуаций, сформировать умение обращаться за помощью специалистов.
Для решения этих задач созданы Школы приёмных родителей, одной из которых и является наша Школа, о деятельности которой хочется рассказать. В этом году исполнилось 11 лет со дня её образования. За этот период в Школу обратилось 248 человек, по разным причинам принявших решение стать родителями осиротевших или оставшихся без родительского попечения детей. Из них прошли подготовку в Школе 223 кандидата в приёмные родители. Наибольшее количество граждан (122), получивших свидетельства о прохождении подготовки, приходится на 2019-2023 годы: 2019 г.-19; 2020 г.-18; 2021 г.-24; 2022 г.-30; 2023 г.-31. Из 223 человек, прошедших подготовку, родителями приёмных детей стали 128 человек, 7 из которых приняли детей во второй и третий раз. Итогом деятельности нашей Школы на сегодня является 119 детей, воспитанных и воспитывающихся в семьях, а не в детских домах.
Хочется отметить, что дети, выросшие в наших замещающих семьях, не нуждаются в постинтернатном сопровождении, т. к. двери дома их приёмных родителей всегда открыты для них. Сюда они приезжают на каникулы, возвращаются со службы в армии, здесь они продолжают жить, т. к. этот дом стал для них родным, и они знают: в нём они всегда получат любовь, заботу, помощь и поддержку.
Положительный опыт воспитания детей в приёмных семьях мы распространяем, публикуя на сайте учреждения и в районных СМИ статьи об истории создания приёмных семей, о традициях, формирующихся в них, о трудностях, которые пришлось преодолевать, об успехах детей и родителей. Так, ко Дню матери на нашем сайте в районной газете «Новое знамя» опубликована статья о приёмной семье «Семь сыночков и лапочка-дочка». Ранее печатались такие статьи, как «Рождение счастливой семьи», «История приёмной семьи», «Каким должен быть настоящий мужчина?», «Семья- это любовь и верность», «Семья- наше богатство», «Измени одну жизнь!», «Любите и любимы будете!», «Принять... и полюбить!» «С праздником тебя, мамочка!», «Поделитесь своим счастьем с другими». В статье «Победители областного конкурса «Семья года-2020» мы рассказали о приёмной семье, занявшей 1-е место в номинации «Семейные династии» областного конкурса «Семья года- 2020».
На занятиях в Школе мы устраиваем встречи кандидатов с действующими родителями, рассказывающими реальные истории из жизни своей семьи, чтобы будущие родители понимали всю ответственность принятого ими решения. 2 специалиста, ведущие занятия в Школе, сами являются приёмными родителями, поэтому очень наглядно и убедительно готовят кандидатов к любым ситуациям, которые могут возникнуть, как в период адаптации приёмной семьи, так и в последующем её становлении. Они проводят тренинги, в процессе которых находят оптимальное совместное решение той или иной проблемы «трудного» поведения ребёнка.
На одной из таких встреч мама, воспитавшая 2-х приёмных дочерей, и воспитывающая в настоящее время еще 4-х (все девочки- с ограниченными возможностями здоровья), рассказала, как трудно было начинать создавать существующее сейчас в семье благополучие, и как теперь весь её большой дом пропитан любовью, исходящей от детей, в которой она просто «купается». А, чтобы получить, надо сначала отдать,- говорит она. К мысли о том, что только любовью можно добиться положительного результата, она пришла через великие страдания и даже через болезнь, но не сдалась, т. к. с самого начала сказала себе: «Обратной дороги не будет!». И еще она подчеркнула значение семейного воспитания в успешности социализации каждого человека. Когда она в первый раз спросила девочек, что приготовить им на обед, они ответили: «Лапшу». Поставив воду на плиту для приготовления лапши, она услышала: «А нам в детском доме лапшу без воды давали!». Сейчас девочки умеют все: постирать, погладить, приготовить еду, сделать уборку в доме (и не просто, а чтобы чисто было), содержать свои вещи и комнаты в порядке.
Завершив прохождение подготовки и заполняя анкеты обратной связи, кандидаты в замещающие родители обычно пишут, что знания, полученные в Школе приёмных родителей, необходимы абсолютно всем родителям, имеющим детей, чтобы потом не пришлось сожалеть о допущенных в процессе воспитания ошибках. Так, одна слушательница Школы, кровные дети которой выросли, проходящая подготовку с целью исполнения в последующем родственного долга, после одного из занятий в Школе, позвонила 28-летнему сыну и попросила у него прощения. Сын спросил: «Мама, за что? Мы ведь с тобой не ссорились!» Женщина ответила: «Сынок, а вдруг я тебя чем-то обидела, когда ты был маленький».
В процессе подготовки кандидатов мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта и доверия, чтобы впоследствии, став приёмными родителями, они не «варились в собственном соку», а шли за помощью к уже знакомым специалистам, которые поддержат, подскажут, порекомендуют, направят и, поставив семью на сопровождение, всегда будут рядом.
А учитывая пожелания слушателей Школы давать педагогические, психологические, правовые и медицинские знания всем желающим родителям, мы планируем в ближайшем будущем организовать занятия в нашем центре для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, по программе «Ответственное родительство», в целях профилактики социального сиротства.
Правда, есть сложности со специалистами: дефицит психологов, социальных педагогов. Но мы нашли выход при организации занятий в Школе приёмных родителей: привлекли к их проведению всех специалистов, имеющих соответствующее профессиональное образование, это 2 заместителя директора, имеющие психологическое и медицинское образование, специалисты по социальной работе, имеющие психологическое и педагогическое образование, которые постоянно совершенствуют свои знания, проходят курсы повышения квалификации, обучаются дистанционно в процессе просмотра вебинаров и видеоконференций.
В настоящее время идет набор кандидатов для подготовки на очередных курсах в Школе приёмных родителей, на которые мы приглашаем всех желающих.
Наретдинова Н.В.