Одна из самых трудных ситуаций в жизни родителей– это когда дети дерутся друг с другом: кусаются, щипаются, бьют друг друга игрушками. Маме и папе трудно справиться с эмоциями и реагировать разумно. Да и как знать, как правильно реагировать в такой ситуации? Главным воспитательным моментом здесь должно быть уравновешенное состояние родителя. Почему это так важно? Потому, что включая собственный эмоциональный аспект при разрешении детского конфликта, взрослый может:
- не найти нужных правильных слов,
- неадекватно превысить силу наказания над проступком ребенка,
- не заметить нюансов ситуации;
- дать ребенку повод, а фактически спровоцировать его на повторение действия, как способа привлечения внимания.
Дерущимся детям, особенно малышам, говорить, что драться нехорошо — бесполезно. Если такое происходит часто, то следует:
1. Исключить все возможные примеры агрессивного поведения — по телевизору, в компьютерных играх, в личных отношениях с супругом(супругой), в отношениях с детьми (никаких криков, шлепков,
подзатыльников.)
2. Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание детей друг другу — хвалите за это.
3. В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их. Если ребенок нацелился на то, чтобы ударить другого – мягко остановите его руку и четко и спокойно запретите бить брата или сестру. Покажите, как можно разрешить спор словами — сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.
Иногда не обойтись и без тайм-аута: разведите детей по разным комнатам, спокойно, без криков, отчитываний и резких движений. Постепенно дети поймут важное правило: «обижаться можно — драться нельзя».
Родители помните!
Нельзя применять к детям физические наказания, иначе возникнет замкнутый круг агрессии: ребенок бьет другого, мама или папа шлепает его, а он снова дерется.
Необходимо понять причины агрессивных выпадов! Возможно, дети устали или перевозбуждены. Или у ребенка недостаточный словарный запас, чтобы выразить свои чувства. Ребенок будет взрослеть и научится все эмоции выражать словами. А пока ему нужно в этом помогать: «Ты не хочешь давать сестре конструктор», «Тебе тоже нужна эта машинка?»
Хорошо работают в таких ситуациях терапевтические истории: «Один щенок укусил другого…», и обязательно нарисовать это в альбоме, помочь ребенку представить, что испытал укушенный щенок, ведь картинки дети воспринимают гораздо лучше, чем слова.
Но если ваш ребенок длительно и устойчиво агрессивен, это может быть сигналом того, что вы:
— чрезмерно требовательны к нему сами, и таким образом ребенок бессознательно выражает свой протест;
- наказываете его физически, и уже закладываете раскол в его сознании, ведь первейшим воспитательным фактором является подражание. Именно способность к подражанию заложена природой в детях, и они не могут еще дифференцировать: когда можно подражать, а когда нельзя? Таким образом, проявляя агрессию и жестокость, вы сами подталкиваете их к аналогичному поведению по отношению к другим.
Если родители имеют одну из вышеперечисленных ситуаций, то чем раньше они ее разглядят, признают и решат, тем легче, радостнее и эффективнее будет проходить процесс воспитания детей.
Информация подготовлена
Социальным педагогом Востриковой Е.Ю.
с использованием Интернет- ресурсов.